Апр
17

Земля без границ, или все поставить на карту - №14 (10245) 12 апреля 2013г.

С 1 января 2018 года в России устанавливается запрет на распоряжение земельными участками, границы которых не уточнены

Ранее учтенными земельными участ­ками, согласно ч.1 ст.45 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О госу­дарственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре), считаются земельные участки, государственный ка­дастровый учет (далее – ГКУ) которых осуществлен до дня вступления в силу Закона о кадастре, либо ГКУ которых не осуществлен, но права собственности на которые зарегистрированы и не пре­кращены, и которым, органом осущест­вляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, присвоены условные номера в порядке установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистра­ции прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В силу исторических особенностей предоставления земельных участков в России, документы, устанавливающие или подтверждающие право заинте­ресованных лиц на ранее учтенные земельные участки, не имеют четкого описания местоположения их границ и, соответственно, содержащаяся в них информация не содержит определенно­го набора уникальных характеристик, позволяющих идентифицировать их в качестве индивидуально-определенных вещей. В отношении таких земельных участков в государственном кадастре не­движимости отмечено: «сведения о точ­ности определения характерных точек отсутствуют» или «граница земельного участка не установлена в соответствии с действующим законодательством». Считается, что индивидуализирующими признаками такого участка служит ин­формация о местоположении и площа­ди земельного участка. Таким образом, несмотря на то, что в соответствии с ч. 3 ст.1 Закона о кадастре под ГКУ недви­жимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в кадастр сведений о недвижимом имуще­стве, которые подтверждают существо­вание такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими опре­делить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенных вещей, в отношении ранее учтенных зе­мельных участков, законодательно до­пускается возможность фрагментарного характера содержащихся в кадастре све­дений, которая создает ситуацию, когда каждый второй правообладатель таких участков находятся в состоянии актив­ного либо пассивного спора о границах земельного участка.

Сложилась ситуация, при которой го­сударство, официально признавая права обладателей ранее учтенных земельных участков, в настоящее время фактически не имеет действенных механизмов обе­спечения признания этих прав в четких границах и на определенную площадь, что создает ситуацию полной виртуаль­ности признания как границ, так и пло­щади, провоцируя тем самым множество судебных разбирательств.

С целью исправить ситуацию, Пра­вительство России Распоряжением от 01.12.2012г. N 2236-р О плане меропри­ятий ("дорожная карта") "Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета не­движимого имущества и государствен­ной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", утвердило меры, позволяющие существенно повы­сить достоверность сведений Единого государственного реестра прав на недви­жимое имущество и сделок с ним, госу­дарственного кадастра недвижимости и созданного в будущем путем их объ­единения Единого государственного ре­естра недвижимости. В результате этой деятельности к 2018 году будет создан единый государственный информа­ционный ресурс в сфере недвижимо­сти. В частности, в рамках проводимой реформы, с 1 января 2018 года в России устанавливается запрет на распоряжение земельными участками, в отношении ко­торых отсутствуют сведения о местопо­ложении границ. Пункт 21 раздела 2 так называемой «дорожной карты» гласит следующее: «Установление с 1 января 2018 года запрета (без исключений) на распоряжение земельными участками, в отношении которых отсутствуют све­дения о местоположении границ». Дру­гими словами, если в установленном законом порядке до 01.01.2018 г. не будут проведены кадастровые работы (с установлением координат границ) земельного участка, то таким участком нельзя будет распоряжаться (продать, подарить, обменять и т.п.) вне зависи­мости от того, имеется свидетельство на право собственности, государственный акт или нет. Землепользователям, кото­рые поставили участки на кадастровый учет без проведения межевания (это было возможно до 2008 года), необходи­мо будет провести кадастровые работы, тем самым уточнив границы земельного участка, и направить межевой план в ор­ган кадастрового учета.

Сегодня постановка на учет объекта недвижимости занимает 20 рабочих дней, после чего собственнику выдается када­стровый паспорт. Если подать заявление в электронном виде (через портал Росре­естра), то заявление на кадастровый учет земельного участка будет рассмотрено в течение 10 рабочих дней. Сроки электрон­ного взаимодействия сокращены вдвое с 1 марта по всей России.

 

Юлия Владимировна Федоренко,

руководитель судебно-экспертного направления

ЗАО «Восточно-Сибирское геодезическое предприятие»

По вопросам обращаться  по адресу:

г. Иркутск ул. С.Перовской 30/1. каб. 310

тел. 295-780.

Joomla 1.6 template